§18. ДУХОВНОЕ НЕВЕЖЕСТВО И
КАТЕХИЗИС СВЯТОГО СЕРАФИМА
Я называю «беседу» святого Серафима с дворянином Николаем
Александровичем Мотовиловым благовествующим к а т е х и з и -
с о м не только потому, что в современной России НЕТ катехизи-
са и «беседа» пророчески занимает его место по священнореально-
му праву наставления о цели жизни, но и потому, что н а г л я д н о
описывает «первохристианский» опыт не в исторической отсылке
к «прошлому», всегда пребывающему в линейной одномерности
с «настоящим», не в отсылке к «писанию», но описывает «первох-
ристианство» в его выходе за пределы тварного «В» Нетварный
Свет как конститутив и координату благовествующе посланных воз-
вещать совершенства Того, Кто призвал их в «чудный Свой Свет».
«Беседа» святого Серафима евангелична во всем священнореаль-
ном смысле христианского языка, христианской письменности.
По ценности и подлинности равноапостольного свидетельского
реализма в противовес «духовному невежеству» беседа святого Се-
рафима равно-ценна а п о с т о л ь с к и м п о с л а н и я м. «Если
33
Александровичем Мотовиловым благовествующим к а т е х и з и -
с о м не только потому, что в современной России НЕТ катехизи-
са и «беседа» пророчески занимает его место по священнореально-
му праву наставления о цели жизни, но и потому, что н а г л я д н о
описывает «первохристианский» опыт не в исторической отсылке
к «прошлому», всегда пребывающему в линейной одномерности
с «настоящим», не в отсылке к «писанию», но описывает «первох-
ристианство» в его выходе за пределы тварного «В» Нетварный
Свет как конститутив и координату благовествующе посланных воз-
вещать совершенства Того, Кто призвал их в «чудный Свой Свет».
«Беседа» святого Серафима евангелична во всем священнореаль-
ном смысле христианского языка, христианской письменности.
По ценности и подлинности равноапостольного свидетельского
реализма в противовес «духовному невежеству» беседа святого Се-
рафима равно-ценна а п о с т о л ь с к и м п о с л а н и я м. «Если
33
бы» возможно было бы представить в «рабочем порядке» ф и з и -
ч е с к о е уничтожение «всех писаний» и «всех храмов», то бесе-
да, как текст, была бы равнозначной в изложении и явлении всего
домостроительства Церкви во Христе и Святом Духе. Беседа —
евангелична. Но для прекращения в о с п р и я т и я совсем не не-
обходимо физическое отсутствие воспринимаемого: можно в и д я
НЕ видеть, и с л ы ш а НЕ слышать! Ветхий Израиль в массе не
увидел Бога Живого! Можно иметь «тексты» и НЕ ИМЕТЬ их, ибо
без восприятия, то есть «вообще», они не существуют! Текст есть
всегда конкретное отвечание на надеющееся вопрошание, и хрис-
тианский текст есть ответ о цели жизни, как о пребывании во Све-
те Божием, обретаемом в Духе Святом. Христианский текст есть
текст благовестия. Святой Божий во Христе, сияющий во Свете
Духа Святого, и есть е в а н г е л и е Нового Завета, он, святой,
и есть с у щ н о с т н о й т е к с т е в а н г е л и я, как и м я, про-
изнесенное Богом «ВО» Свете Нетварном. Святой Церкви и есть
«теодицея», и есть е в х а р и с т и ч е с к о е с в и д е т е л ь-
с т в о Нового Завета, ибо нет «вообще» евхаристии «без» при-
частников.
Священнореальное причастие Св. Дарам благовествуется свя-
тостью во Христе. Не «книга» есть «евангелие», а святой Божий
есть евангелие. Святой яснеет «книгой» Божьей, а запись о нем
и его светлости являет себя «книгой о книге». Евангелие — это
пресветлое сияние святых, иконостас святых! «Сознательно имею-
щий в себе дающего ведение Бога, все прошел Св. Писание, — и как
плод собрал могущую от чтения его произойти пользу, — и не имеет
нужды уже в чтении книг. Ибо какую будет иметь в сем нужду тот,
кто с т я ж а в себе Собеседником Того, Кто вдохновлял писавших
Божественные Писания, имеет печатлеемыми от Него неизречен-
ности сокровенных таин? Напротив он сам будет для других вдох-
новенною книгою, носящею новые и древние тайны, написанные
перстом Божиим в нем…» — так сказал на «катастрофическом пере-
путье» святой Симеон Новый Богослов.
ЦЕЛЬ ЖИЗНИ: «стяжание» Вдохновителя Божественных Писа-
ний, стяжание Духа Святого Божия, чтобы стать благовествующей
книгой, — так в пограничных пределах 1054 года и 1914 года стали
известными слова уже прославленных святых: святой Симеон Но-
вый Богослов был прославлен ко времени схизмы, а святой Сера-
34
фим Саровский в 1903 году. Известно, что с момента «канониза-
ции» молящиеся поют: «святой отче имярек, моли Бога о нас!».
Что же просить о молитве, если не слушать того, что говорил свя-
той, благовествуя?!
«Можно без всякого преувеличения сказать, что Царство Божие —
к л ю ч е в о е понятие евангельского благовестил — п е р е с т а л о
б ы т ь центральным содержанием и внутренним двигателем хрис-
тианской веры… под Царством Божиим стали разуметь только
б у д у щ е е Царство», — эти слова сказаны профессором прот.
А.Шмеманом в его книге о «Литургии», причем на «бумаге черни-
лами» слова «христианской веры» не выделены в «кавычки», хотя
не может быть «христианской веры» без «евангельского благо-
вестия» о пришедшем Царстве Божьем, Духе Святом как Ипостас-
ном Царстве, от Отца Исходящем, ибо Царство Божие есть «ра-
дость и мир» «ВО» Святом Духе. Сказать: «христианская вера», —
не имея в виду «евангельское благовестие», равнозначно тому, что-
бы сказать: «сын бесплодной женщины».
§19. ТО, ЧТО НУЖНО УСВОИТЬ ВСЕМ
«… благодать Божия должна в сердце нашем обитать, ибо Господь
сказал: „Царствие Божие внутрь вас есть“, а под Царствием Бо-
жием разумел Он благодать Духа Святого. Вот оно-то теперь
внутрь нас и находится, и благодатью Святого Духа отвне осиявает
и согревает нас, благоуханием многоразличным преисполняя воз-
дух вокруг нас находящийся, услаждает чувства наши пренебесным
наслаждением, и сердца наши напояет радостью неизглаголанною.
И вот н а ш е п о л о ж е н и е, в котором мы теперь находимся,
есть то с а м о е, про которое апостол говорит, что „Царствие Бо-
жие не есть пища и питие, но радость и мир во Святом Духе“ и „что
вера наша состоит не в препретельных земныя мудрости словах,
но в явлении силы и Духа“. Состояние, в каковом м ы о б а с Ва-
ми теперь находимся, есть то, про которое Господь сказал: „суть не-
ции от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят
Царствие Божие пришедшее в силе“. Вот, Ваше Боголюбие, какой
неизреченной радости сподобил нас теперь Господь Бог и вот что
значит быть в полноте Духа Святого, про которую св. Макарий
35
сказал: „Царствие Божие внутрь вас есть“, а под Царствием Бо-
жием разумел Он благодать Духа Святого. Вот оно-то теперь
внутрь нас и находится, и благодатью Святого Духа отвне осиявает
и согревает нас, благоуханием многоразличным преисполняя воз-
дух вокруг нас находящийся, услаждает чувства наши пренебесным
наслаждением, и сердца наши напояет радостью неизглаголанною.
И вот н а ш е п о л о ж е н и е, в котором мы теперь находимся,
есть то с а м о е, про которое апостол говорит, что „Царствие Бо-
жие не есть пища и питие, но радость и мир во Святом Духе“ и „что
вера наша состоит не в препретельных земныя мудрости словах,
но в явлении силы и Духа“. Состояние, в каковом м ы о б а с Ва-
ми теперь находимся, есть то, про которое Господь сказал: „суть не-
ции от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят
Царствие Божие пришедшее в силе“. Вот, Ваше Боголюбие, какой
неизреченной радости сподобил нас теперь Господь Бог и вот что
значит быть в полноте Духа Святого, про которую св. Макарий
35
Египетский пишет: „я сам был в полноте Духа Святого и м н о г и х
видел в разнообразных мерах Его“ … а будете ли Вы п о м н и т ь
теперешнее явление неизреченной милости Божией, посетившей
нас?» — «Не знаю, батюшка, сказал я ему, удостоит ли меня Господь
Бoг всегда помнить — и так и живо и явственно, как я теперь это
чувствую». — И он сказал: «А я мню, что Господь поможет Вам
н а в с е г д а удержать это в памяти своей, ибо иначе благость Его
не преклонилась бы так мгновенно к смиренному моему молению
и не предварила бы так скоро послушать убогого Серафима, т е м
б о л е е, что не Д Л Я В А С О Д Н И Х Д А Н О уразуметь это,
А Д Л Я Ц Е Л О Г О М И Р А…» (стр. 22).
ДЛЯ ЦЕЛОГО МИРА? Богом «дано» было то, что необходимо усво-
ить как «целевое» целому миру?! Честно говоря, я «содрогаюсь»,
ибо в оценке подобных слов не может ведь быть «д в у х» мнений,
«д в у х» точек зрения? Или з д е с ь описывается «опыт соблазна»,
или… но почему же е с л и вот это «дано» Богом, Творцом неба
и земли, Богом, приявшим Крестотворное искупление мира, — поче-
му П Р А В О С Л А В И Е, канонизировавшее святого, по-прежне-
му «спит спокойно»? Еще раз: вот это, ЭТО, ТО!, что описано в «бе-
седе», ДАНО!!! Богом в наставление «целому миру» с е й ч а с,
в наши времена, дано через ясномыслящего святого и ясномысля-
щего дворянина, дано не в «гадании» пророческого видения с его
шифром, не в сно-видении, но вот здесь на припорошенной рос-
сийской полянке, ДАНО Богом Живым, сотворившим небо и зем-
лю, видимое и невидимое, ДАНО БОГОМ, то почему же мы слуша-
ем все, что угодно, но только не ЭТО, ДАННОЕ?
Описание данного Богом в «беседе» появилось в книжном прост-
ранстве 1914 года, отвергая если не всю теодицею Флоренского,
то, во всяком случае, выводы главы «Утешитель» о еще «не пришед-
ших сроках» для богопознания Лица Духа Святого; отвергая эконо-
мически обоснованный а-Теизм, определявший христианство как
проекцию неудовлетворенных материальных надежд в их удовлет-
ворении в «загробном царстве»; отвергая догмат о «непогрешимо-
сти» первого клирика Рима и учение Римского Престола о «твар-
ности» благодати и «атмосферичности» Света Преображения;
отвергая «духовное невежество» клириков-архиереев; отвергая ду-
ховное невежество тех, кто, именуя себя христианами, согласился
на приятие клички «мирян»; отвергая учение о «предопределе-
36
нии», являя спасение по молитве своей, как молитве святого Бо-
жия; отвергая «архетип» целителя-художника, ибо он, святой, явил
собой к р а с о т у иконного богоподобия в «художестве худо-
жеств» у м н о г о делания; отвергая «критику» Писания в филоло-
гических увлечениях, ибо он, святой, и есть живое писание Божие
во Свете, написанное «перстом Божьим»; отвергая «линейную» бу-
дущность Царства Божия, являя Его здесь и сейчас как осиянный
прорыв за пределы тварного «ВО» Святой Дух.
Сказанное святым Серафимом Саровским усвояется как Евангелие
Царства, как катехизис ХХ-го века о смысле,цели жизни. К началу
ХХ-го века «евангелие Царства», чудовищно трансформирован-
ное, уже невыносимо тревожило ожиданием н а к а з а н и я на
Страшном Суде. Тревога, потеря радости, от-чаяние парализовыва-
ли; отдельные безумцы, обливаясь кровью, кричали: «не бойтесь!
Бог умер!». Но и «мертвый» Он был все же СТРАШЕН. Ждалось ка-
кой-то иной модели, любой модели, избавляющей от от-чаяния, от
«предопределения к вечному осуждению», от осуждения за «смерт-
ные грехи»… «Марксизм», «фрейдизм», «национализм» стали эти-
ми о с в о б о ж д а ю щ и м и доктринами. «Бога-то и нет вовсе!» —
это сообщение было воспринято с облегчением, ибо слишком не-
выносимым было бремя т р е в о г и о Его Страшности, Несоиз-
меримости и Неумолимости. Невыносимая паралитика от-чаяния
прорвалась динамикой активности т р е х революций: социаль-
ной, сексуальной и националистической. XX век невротически из-
бавлялся от «мании преследования», избавлялся от Страшного Су-
да: сжигал «храмы», сжигал «евреев», эту «Его нацию», сжигал себя
как культуру в выглядывании и проглядывании за всеми ее феноме-
нами сексуальной «символики». Три доктрины имели «смысл»
лишь в динамике броска от «мании преследования», в динамике из-
бавления от невыносимого от-чаяния, — положительного и спо-
койного «смыслообразования» они дать не могут. В пространстве
1974 года уже можно разглядеть «тревогу бессмыслицы» (Пауль
Тиллих). НЕТ СМЫСЛА ЖИЗНИ! Быть может от-чаяние бес-смыс-
лицы еще будет созревать, порождая поля апатии, невроза, фана-
тизма защиты имеемого «смысла», но все же ГЛАВНОЕ УЖЕ
ДАНО: СМЫСЛ ЖИЗНИ определен святым Серафимом из Саро-
вской обители в его катехизисе ХХ-го века:
СМЫСЛ ЖИЗНИ СОСТОИТ В СТЯЖАНИИ ДУХА СВЯТОГО БОЖЬЕГО.
Комментариев нет:
Отправить комментарий