воскресенье, 24 июня 2012 г.

Facebook и «время, предназначенное для ничем не занятых мозгов»

24 Июн, 2012 at 2:56 PM

Оригинал взят у bert_s в Facebook и «время, предназначенное для ничем не занятых мозгов»
Если бы Интернет выставлялся на продажу, нашелся ли бы какой-нибудь принц Катара или транснациональная компания, чтобы его купить? Или этот нелепый вопрос уже устарел? Интернет, который мы, кажется, хорошо знаем, нейтральный и открытый, возможно, больше нам не принадлежит. Интернет, ставший нервом нашего современного общества, родился из гениального принципа: принципа децентрализованной сети. То есть сети, состоящей из тысячи путей, которые невозможно блокировать или контролировать. Эта противоцензурная структура совершила революцию в области свободы публикации. Но влияние таких империалистических транснациональных корпораций, как Google, Apple и Facebook, подрывает эту структуру и начинает сильно ограничивать свободу публикации.

Возьмем пример Facebook. Мы все помним фразу бывшего главы TF1, который объяснял, что миссия этого телеканала в том, чтобы «продавать время, предназначенное для ничем не занятых мозгов» одной марке газированных напитков. Facebook, этот TF1 Интернета, строится по тому же принципу. Он создает услуги, становящиеся предлогами для того, чтобы собирать по возможности наиболее точную информацию о вас, которую он использует, чтобы снабжать вас тематическими сообщениями рекламодателей.

Родившись как соцсеть, Facebook поначалу создал ваш профиль пользователя, используя ваши личные данные (возраст, пол, содержание сообщений, друзья...) На следующем этапе создателей контента (газеты, марки, артисты, партии...) толкали к построению «пространств» внутри своей сети. Так, собирая все больше данных, Facebook продвигает свою стратегию создания на собственной платформе копии Интернета, контролируемой и подлежащей монетизации. Последующие изменения намного более опасны: это создание из Интернета подсети Facebook, сети на службе Facebook. Кнопка «Мне нравится» – символ этой стратегии. «Мне нравится» появилась на всех общедоступных сайтах несколько лет назад. Можно было подумать, что все, что он делает, это указывает вашим «друзьям», что вам «нравится» та или иная страница, если – и только если – вы на нее кликнете. На самом деле эта «кнопка» – кусочек Facebook, который фиксирует ваш визит, когда вы загружаете страницу, независимо от того, кликаете ли вы по ней или нет, и есть ли у вас аккаунт на Facebook или нет! Создатели сайтов в массовом порядке установили у себя эти кнопки, и теперь Facebook следит за нами везде, где мы появляемся в сети. Facebook был подсетью Интернета, а сейчас Интернет превращается в его подсеть: если до сих пор он пытался ввести правила Интернета на своих страницах, то теперь он устанавливает правила, которым остальной Интернет старается следовать.

Мало-помалу такое предприятие, как Facebook, разваливает архитектуру свободного Интернета: своим маркетингом и технологическими новациями он создает гигантскую точку концентрации контента, на которой многие люди и общества строят свои отношения с Интернетом. Как только мы видим, как Интернет, состоящий из миллиардов точек концентрации контента, созданных миллионами людей и компаний с разными интересами, превращается постепенно в Интернет, состоящий из очень небольшого числа таких точек, контролируемых фирмами, интерес которых чисто финансовый, мы предчувствуем опасность, грозящую сети: легче контролировать, и даже перекрывать, одну автодорогу, чем тысячу проселочных дорог.

Эта угроза, висящая над технологическими основами Интернета, особенно чувствительна для создателей контента. Модель, которую продвигает Facebook (и другие мастодонты, такие как Apple и Google), это появление заинтересованных, а не нейтральных посредников между создателями контента и пользователями Интернета; при этом нарушается их автономия, как редакционная, так и финансовая, и они превращаются в простых поставщиков «контента», теряя параллельно прямую связь с собственной аудиторией. Только контент, способный преодолеть «фильтры» гигантов Сети (правила, алгоритмы, «редакционная» и коммерческая политика), дойдет до читателя. Велик риск появления цензуры, а еще более – самоцензуры.

Однако, позволяя им завладевать аудиторией, они в то же время отказываются от возможности извлечь из этого выгоду, например, благодаря рекламе. В этом отношении послушность создателей контента удивляет. Мы видели, как мировая пресса сломя голову прыгнула в ловушку Apple, которая с помощью iPad заняла удобное положение в роли ненасытного посредника. Мы видим, как Google и Facebook все больше усиливают свои позиции, и ни один голос не поднимается против них.

Создателям контента было бы нелишне поставить вопрос о соотношении сил. Правда, их вес невелик. Для Facebook или Google вместе они - курица, несущая золотые яйца, и пора бы им найти способ выступить более единым фронтом, требуя своей доли того гигантского пирога, который эти мастодонты себе приготовили на их собственном поту. Помочь сообществу очертить свои возможности может создание некой хартии «честного поведения».

Говоря конеретно, в этом направлении могут помочь два руководящих принципа: никогда не устанавливать «кнопки-жучки»; никогда не оказываться в ситуации, при которой контент можно полностью просматривать из зоны, контролируемой этими хищниками Интернета.

Частные лица должны осознать, что Facebook – много больше, чем соцсеть. Что, создавая там страничку, мы кормим монстра, у которого нет иной цели, кроме жадного поглощения Интернета. Что его привлекательные услуги – это фильтр, который будет только утолщаться. Есть альтернативы, такие как соцсеть с открытым исходным кодом Diaspora.

Для СМИ, государств и регуляторов Интернета пришло время осознать, что тотальное отсутствие наднациональных этических правил в сети Интернет в очередной раз играет на руку транснациональным Интернет-компаниям с неуемными аппетитами.

То, что происходит у нас на глазах, это приватизация Сети: при всеобщем пассивном участии, если не одобрении, несколько транснациональных компаний покупают Интернет за... ноль евро.

Комментариев нет:

Отправить комментарий